Газета «Слава Севастополя» (г. Севастополь), 15.07.2021
Дата публикации: 28.09.2021
На протяжении года специалисты из Севастопольского государственного университета выполняли научно-исследовательский проект «Червона Украина»: историко-архивные и подводно-археологические исследования корабля–участника обороны Севастополя периода Великой Отечественной войны».Исследования проводились при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и правительства Севастополя.
По словам руководителя проекта, директора научно-образовательного центра «Археологические исследования» СевГУ Виктора Вахонеева, программа исследований была разделена на три этапа.
«В ходе первого этапа изучены музейные фонды ряда музеев, в которых хранятся предметы с крейсера. Это фонды Центрального военно-морского музея имени Петра Великого в Санкт-Петербурге, Музея Черноморского флота в Севастополе, Музея подводной археологии в Феодосии.
Во время второго этапа проводились архивные изыскания в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге, по результатам которых изучены редкие архивные документы по истории «Червоной Украины».
Наконец, в мае-июне 2021 года завершился последний этап комплексных исследований—морская исследовательская экспедиция в акватории Чёрного моря у Бакальской косы, во время которой было проведено приборное и водолазное обследование остатков корпуса крейсера», — рассказал Вахонеев.
В состав приборного комплекса вошли гидролокатор бокового обзора, морской магнитометр и параметрический профилограф.
Как показали исследования, под водой сохранился остов корпуса корабля без палубы и палубных надстроек. Он лежит на ровном песчаном дне на глубине до 6 м. Нижняя часть корпуса скрыта песчаными наносами. Прослеживаются оба борта корабля, сохранилось множество металлических шпангоутов и фрагментов обшивки корпуса судна. Бронелисты отсутствуют.
По итогам выполнения проекта сделан вывод о том, что остатки крейсера требуют сохранения для будущих поколений, в связи с чем им необходимо придать статус выявленного объекта культурного наследия.
Напомним: лёгкий крейсер «Червона Украина» был заложен на заводе «Русского судостроительного общества» в 1913 г. под названием «Адмирал Нахимов». После завершения постройки в 1927 году «Червона Украина» стала первым крупным кораблём, завершённым советским правительством. В конце 20-х—начале 30-х гг. в качестве флагмана Черноморского флота крейсер неоднократно посещал средиземноморские страны.
В период Великой Отечественной войны крейсер, несмотря на достаточно короткий боевой путь, внёс важный вклад в организацию эвакуации из Одессы и оборону Севастополя. 12 ноября 1941 года во время авианалёта крейсер, стоящий у Графской пристани Севастополя, получил критические повреждения и на следующий день затонул. Он был поднят в 1947 году. Однако спустя пять лет его корпус был посажен на грунт в районе Бакальской косы в качестве учебной мишени для бомбометания морской авиации. В 2000 годах остатки крейсера были проданы частным лицам, после чего началась его разделка на металлолом.
Источник: Газета «Слава Севастополя»
Фото: Wikimedia Commons